Жиличский дворец

Дворец Булгаков в Жиличах

Жиличский исторический комплекс-музей находится во дворце Булгака, на территории Жиличского дворцово-паркового ансамбля, памятника природы и культуры начала XIX столетия.

Комплекс-музей был открыт в 1996 году на базе историко-краеведческого музея Жиличского совхоза-техникума, работовшего во дворце с 1976 года. К тому времени в музее было развернуто четыре экспозиции: в первой - материал по растительному и животному миру республики, во второй - материал по Великой Отечественной войне, в третьей были отражены страницы истории дворца Булгаков и, четвертая экспозиция разместила документы, отражавшие будни совхоза-техникума. Залы музея раскрывали историю местности от первобытнообщинного строя до наших дней.

Жиличи – деревня в Кировском районе Могилевской области. С начала XIX века – резиденция маршалка повета Бобруйского Игнатия Булгака, крупного землевладельца и мецената. В конце 1840-х годов здесь создается обширный дворцовый ансамбль, разбивается парк со скульптурами и малыми архитектурными формами: павильонами, бассейнами, мостиками и т.д. Площадь парка около 20 га, а всего усадебного комплекса с водоемами, плодовыми садами и многочисленными подсобными сооружениями достигала 100 га.

Дворец Булгаков является центральным элементом композиции всего дворцово-паркового комплекса, замкнутого в прямоугольник. Архитектура дворца выдержана в классических традициях начала XIX века. Интерьер многих помещений отличается богатством декоративного оформления и тщательностью отделки. Стены и потолки многих залов имеют оригинальные лепные орнаментированные полихромные украшения.

Проект резиденции представил архитектор, уроженец деревни Жирмуны (ныне Вороновский район Гродненской области)Карл Подчашинский (1790 – 1860г.г.)

Дворянское поместье Добосна, куда входила деревня Жиличи, известно с начала XV века. Название ранее употреблялось в форме «Дубосна». Это было поселение в составе Бобруйской или Рогачевской волости и где - то в первой трети XV столетия пожалованное великим князем Витовтом Кейстутовичем одному из друцких князей – Дмитрию Семеновичу Секире, который от своего имения Зубрэвичи (между Друцком и Оршей) звался князем Зубрэвицким. С 1496 года имение принадлежит Гаштовтам, с 1568 года - Хадкевичам. С середины XVII столетия имение Добосна находилось во владении пана Шабловского, который отдал его в залог Павлу Сапеге, ставшему позднее виленским воеводой и гетманом. Павел Сапега умер в 1665 году, после чего право залога на Добосну перешло к его сыну Казимиру. Ему же принадлежало и Быховское графство, в которое входила деревня Чигиринка. В 1716 году Казимир Сапега за 4 тыс. тынфов приобрел у Александра Униховского, тогдашнего владельца, вотчинные права на имение Добосна. С этого времени до первой четверти XIX столетия имение принадлежало панам Сапегам, хотя иногда отдавалось в залог разным лицам. В 1815 году владельцами имения стали дворяне Бобруйского и Рогачевского поветов Игнатий и Винцент–Николай Булгаки, сыновья Александра Булгака, которые купили Добосну у Франца Сапеги; представители этой фамилии владели имением до начала XX столетия.

Род Булгаков – один из древнейших в Беларуси. Начиная с XVI века Булгаки занимали высокие посты в Великом Княжестве Литовском, а затем в Российской империи, владели обширными землями в Гродненской, Минской, Могилевской и других губерниях.

Дворец, в котором размещен музей , относится к наиболее распространенному типу усадебных домов, возведенных в форме прямоугольника с колонным портиком у главного фасада. Главный корпус выделен в центре шестиколонным портиком коринфского ордена с фронтонами и бельведером над лестничной клеткой. Торцы главного корпуса оформлены идентичными четырехколонными портиками. По периметру строения проходит карниз с фризом, украшенный лепными гирляндами и розетками.
Внутреннее убранство: насыщенная лепнина, мелкая скульптурная пластика, позолота. В декоре использованы ампирные элементы: крупные фризы, панели с барельефными античными сценами. Каждый зал декорирован индивидуально. Верхняя часть стен столовой украшена широким многофигурным барельефным фризом на темы античных сюжетов. В одном из салонов сохранился кесонированный потолок с богато орнаментированной лепниной.